Айрис

Author: kpv

Поделиться в социальных сетях:

Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

АЙРИС (2001)

Режиссер: Ричард Эйр / Richard Eyre
В ролях: Джуди Денч, Джим Броудбент, Кейт Уинслет, Хью Бонневилль, Пенелопа Уилтон, Элинор Брон, Анджела Морант, Шиван Хэйес, Джульетт Обри, Джоан Бэйкуэлл

         Фильм повествует о жизни известной английской писательницы и философа  Айрис Мёрдок. За свою жизнь Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Остроумный мыслитель и проницательный философ, она оставила яркий след в современной литературе и заслужила восторженные отклики маститых литераторов и рядовых читателей.
Однако самую правдивую летопись творчества и бытия Айрис Мёрдок составил ее муж, профессор Джон Бэйли, описав в своих книгах более 40 лет их супружеской жизни, начиная со знакомства с юной оксфордской преподавательницей Айрис и заканчивая мучительной борьбой с жестокой болезнью Альцгеймера, лишившей одаренную романистку возможности творить и жить. По одной из этих книг и был снят фильм «Айрис». Эпиграфом к этому фильму можно поставить слова Джона Бейли:       «…она не знает, что написала 27 замечательных романов, а также книги по      философии, получила почетные докторские степени в крупных университетах мира; была награждена орденом Британской империи»

Известнейшая английская романистка, Айрис Мердок одновременно являлась профессором философии крупнейших университетов, и в глазах многих  была и остается по сей день литературным гением, таким, как Генри Джеймс, Марсель Пруст, Джордж Элиот и Лев Толстой (в России она считалась ведущим английским автором современного романа). Умирая от болезни Альцгеймера, писательница на глазах превращается из литературного гения в беспомощного ребенка.  На протяжении всего этого времени, рядом с ней находится единственный человек, а именно, ее муж Джон. Борясь за остатки ясного сознания своей любимой, он вспоминает о том, как происходила первая встреча, первый поцелуй. Вместе с этим, приходит осознание того, что никто и ничто на свете не сможет разлучить его с Айрис, поведение которой ухудшается с каждым новым днем. Отказываясь от специальной лечебницы, Джон продолжает мучиться с больной женой, воодушевляясь прекрасными прошлыми воспоминаниями, не дающими отдать некогда талантливую писательницу на растерзание врачам. И чем больше проходит времени, тем труднее становится Джону убеждать себя в том, что Айрис сможет снова стать прежней и вернуться за написание новых рукописей. Правда, попытки все равно случаются, ведь настоящую любовь и веру в чудо не сможет сломить даже столь дьявольская болезнь.
Фильм полон аллегорий. Велосипедные прогулки — одна из самых важных. Джон никогда не поспевал за своей женой, она советовала ему прибавить скорость, но у него не  получалось. Так и прожили они всю жизнь: она чуть впереди, а значит свободней. Он, ведомый ею, пытается разгадать загадку любимой женщины. А он ведь так и не решил ребус. Трагичная сцена: старый муж кричит на больную жену, потому что за все эти долгие годы он так и не постиг тайны, скрывавшейся в её голове. Он так её и «не догнал». Даже скованная болезнью Альцгеймера, Айрис всё ещё осталась впереди.
Нельзя забывать, что это фильм, а как и в любом фильме все немного идеализировано. На самом деле у Айрис Мёрдок и Джона Бейли было не все так гладко и красиво в жизни. Достаточно сказать хотя бы о том, что Бейли был ярым противником детей и лишил Айрис возможности испытать материнское счастье. К тому же он завидовал ее успеху в литературе, и, говорят, даже не прочел ни одного ее романа. Да и Айрис была не идеалом. Любвеобильная женщина за свою жизнь имела достаточно мужчин помимо мужа. Но как бы там ни было, Бейли и Мёрдок прожили вместе сорок лет и лишь смерть разлучила их. Как в фильме.

   Айрис Мёрдок умерла 8 февраля 1999 года в доме престарелых.

         За исполнение роли Мёрдок Джуди Денч и Кейт Уинслет получили по номинации на премию «Оскар». Это был второй случай в истории премии (и в карьере Уинслет), когда две актрисы номинировались за роль одного и того же персонажа, но в разных возрастных категориях. Первым прецедентом такого рода было выдвижение Уинслет и Глории Стюарт — за роль Роуз в «Титанике».