Хилари и Джеки

Author: kpv

Поделиться в социальных сетях:

Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

ХИЛАРИ И ДЖЕКИ (1998)

Режиссер: Ананд Такер / Anand Tucker
В ролях: Эмили Уотсон, Рэйчел Гриффитс, Джеймс Фрэйн,  Дэвид Моррисси, Чарлз Дэнс, Селия Имри

«Хилари и Джеки» (англ. Hilary and Jackie) — английский фильм — драма, снятый режиссёром Анандом Такером  в 1998 году. Фильм является экранизацией книги Хилари дю Пре, в которой она описала не только музыкальную, но и частную жизнь своей  семьи и, в частности, сестры Жаклин, всемирно известной виолончелистки (она является прототипом главной героини в фильме Андрея Кончаловского «Дуэт для солиста»).

Это история о двух сёстрах, которые разделили страсть, безумие и мужа.  С раннего детства сестры дю Пре были неразлучны. Куда бы ни шла старшая Хилари (Рэйчел Гриффитс), за ней повсюду ходила младшая Жаклин (Эмили Уотсон). Они вместе играли, делились друг с другом всем, что у них было и вдвоем встречали все трудности. Именно поэтому, когда старшая сестра начала подавать надежды своей игрой на кларнете, выигрывая один конкурс за другим, малышка Джеки тоже захотела погреться в лучах славы вместе со своей лучшей подругой. Упросив родителей отдать её учиться играть на виолончели, она несколько лет усердно занималась и,  наконец, стала достойной такого же всеобщего внимания, которое уделялось талантливой Хилари. Впрочем, всего, что есть у её сестры, Джеки добиться не смогла — Хилари вышла замуж и обзавелась семьей. От зависти Джеки начала играть всё больше и чаще, ездила на все возможные концерты, куда её приглашали по всему миру, лишь бы не сидеть в родительском доме одной, зная, что у Хилари есть человек, который любит её, несмотря на то, что к тому моменту она практически бросила игру на кларнете. Через какое-то время чаша терпения самовлюбленной Джеки переполнилась бесконечными депрессиями, связанными с тем, что в ней видели одну только виолончелистку и она пустилась во все тяжкие, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя любимой.

Сначала сюжетная линия раскручивается вокруг Хилари и в тех случаях, когда она переплетается с жизнью Джеки, просто удивляешься эгоизму, упрямству и цинизму последней. Но потом события будто повторяются, но уже через восприятие Джеки и начинаешь по-своему понимать её болезненное желание мужа сестры, а в действительности — ощущение определённого душевного комфорта у притворного совместного семейного очага. Это глубоко ранит сердце Хилари и заставляет её оттолкнуть от себя сестру.

Собственная супружеская жизнь Джеки даёт ей скорее профессиональное удовлетворение, а значит — новые изнурительные концерты, записи, репетиции. Джеки начинает понимать, что все (в том числе и её муж) увлекаются не её личностью, а её виртуозной игрой, хотя, с другой стороны, не может понять, что музыка и есть часть её самой. Это неизбежно приводит к психическому расстройству и прогрессирующему заболеванию Джеки. Она перестаёт ходить, теряет зрение, слух, речь. И кто как не Хилари своей любовью успокоит раненую душу и принесёт примирение…

Помимо основной сюжетной линии фильм неоднократно поднимает вопрос  о том, на что имеет право гений, а точнее, что должны обычные люди прощать безусловному таланту? Стоит ли подходить к нему с теми же требованиями, что и ко всем  остальным, или же оставить в покое, простив ему и эгоизм (Джеки никогда не присылала даже небольшого сувенира для своей семьи из многочисленных заграничных гастролей), и бестактность поведения (эпизод с пирожными),  и  ощущение, что всё дозволено (решение соблазнить мужа собственной сестры)?

Фильм этот также  о прощении — о прощении самых близких, несмотря ни на что.  А это уже линия Хилари, которая, пожалуй, единственная на этом свете понимала свою гениальную и бесшабашную сестру.

Ещё этот фильм о детстве, о том, какими путями идёт человек, откуда приходит и куда возвращается. Гениально эту проблему освещают два эпизода в самом финале фильма: ретроспективный с Хилари, в котором она шаг за шагом возвращается к себе, к маленькой девочке, играющей среди дюн со своей младшей сестрой… и почти сразу следующий за ним эпизод с Джеки: Джеки, элегантная дама, зрелая и состоявшаяся, но очень несчастная, встречается с собой, но какой-то другой, маленькой, весёлой и счастливой девочкой, которой нет никакого дела до этой солидной женщины… Встреча эта происходит среди всё тех же дюн, которые в контексте финала фильма превращаются в символ всей человеческой жизни: непрочной и ненадёжной, как сухой песок…

И всё-таки самое главное — это фильм о музыке.  О великой квинтэссенции всего сущего, из которой выходит всякое бытие и в которую, отзвучав, возвращается!

Частная жизнь человека всегда покрыта тайной, а уж если это известный персонаж, и вокруг него возник определенный ореол, то перетряхивание «грязного белья» всегда вызывает много споров. Так случилось и с романом дю Пре и собственно экранизацией. Многие биографы высказали, что книга и фильм многое искажает, хотя сама Хилари дю Пре настаивала, что так все и было. Но чужая душа — потемки и вряд ли с точностью можно сказать, что было в действительности, а что явилось художественным вымыслом в «погоне за сенсацией и славой». Между тем, в фильме есть достаточно много моментов вызывающих большое сомнение в их реалистичности — поездки Джеки без импресарио или прогулки в одиночку по советской Москве (учитывая, что она все-таки иностранка). С клинической картиной заболевания (а речь идет о рассеянном склерозе) создатели фильма тоже сильно намудрили, но одно они подчеркнули точно — это действительно чрезвычайно загадочное заболевание с многообразными проявлениями и неуклонно прогрессирующим течением.

Тем не менее, несмотря на все эти неточности,  фильм интересен своей историей и великолепной игрой главных актрис Эмили Уотсон и Рэйчел Гриффитс, которые заслуженно были удостоены ряда номинаций на престижных фестивалях, киносмотрах и кинопремиях, включая номинации на «Оскар» (Э. Уотсон — как ведущая актриса и Р. Гриффитс — как актриса второго плана).